Город Туркестан

Туркестан — город в Южно-Казахстанской области, расположенный в 180 км северо-западнее административного центра Шымкента. Сегодня Туркестан является довольно знаменитым городом среди верующего населения не только республики, но всего мусульманского мира. Ему даже был присвоен статус второй Мекки – священного города приверженцев ислама, так как здесь расположена одна из важнейших мусульманских святынь – мавзолей Яссави. Трехкратное посещение этого места считается паломничеством в Мекку. Не так давно главная городская достопримечательность была занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Достопримечательности Туркестана

Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави

Мавзолей был построен на рубеже 14 и 15 веков. Его возвели по приказу Амира Тимура над могилой наиболее почитаемого тюркскими народами исламского проповедника-суфия. После постройки мавзолея город превратился в религиозный центр всей Средней Азии. Он и сейчас является местом паломничества мусульман. Мавзолей Яссави – это величественное здание, возвышающееся на 44 метра. Главный купол в диаметре составляет 22 метра, толщина наружных стен – 1,8 – 2 метра, центральной части – 3 метра. Здание мавзолея насчитывает 30 помещений. Строительный материал его стен – жженый кирпич. Технологическая чистота изготовления сооружения была доведена до совершенства.
Изумительной красотой отличается облицовка северного портала и резная дверь, ведущая в усыпальницу, с тонкой костяной инкрустацией. Комплекс мавзолея помимо главного здания составляют также мавзолей внучки Амира Тимура – Рабии Султан Бегим, подземный дом для размышлений Кумшик-ата и теологическая школа. Главной особенностью мавзолея может по праву считаться Тай Казан – уникальная средневековая чаша для воды – самая большая в мире. Туркестанский казан не имеет себе равных, его диаметр – 2,45 метра, вес – две тонны. Интересно, что казан для тюркских народов всегда был символом гостеприимства. Архитектурный комплекс Ходжи Ахмеда, где, по-видимому, в большом дворце проходила церемония «коронации» хана, служил также пантеоном казахской знати. Самым ранним надгробным памятником в комплексе, связанным с родом казахов, является надмогильный камень Аманбике. Судя по надписи, она была дочерью Джанибек-хана, и скончалась в 925 году по хиджре. В настоящее время в центральном зале, где располагается чаша, открыт музей.

Мавзолей Казыбек би

Человек этот, занимавший пост великого казахского судьи, в свое время стал основателем первого свода казахских законов.

Отрарский оазис

Оазис расположен в 60 км от Туркестана и является историческо-культурным заповедником страны. В 9 – 12 веках на этой территории располагался один из торговых городов Великого Шелкового Пути – Отрар.

Мавзолей Арыстан-баба

Мавзолей представляет собой археологический памятник 19 века. Он расположен в деревне Кагам, недалеко от руин древнего города Отрара. Мавзолей построен на могиле великого религиозного мистика Арыстан-баба, который по легенде был учителем самого Ахмеда Яссави. В результате некоторых неприятных происшествий, здание мавзолея в 1910 году было полностью перестроено. Объемная форма памятника уникальна и одновременно типична для народа южного Казахстана 19 – 20 веков.

Каратауский заповедник

Этот государственный природный заповедник занимает центральную часть хребта Каратау, являющегося ответвлением Тянь-Шаньских гор. На востоке заповедник граничит с пустынями Моюнкум, Кызылкум и Бетпак-Дала. 15 видов редких животных, занесенных в настоящее время в Красную Книгу, обитают на территории заповедника, из них 12 видов птиц.

История

Первое древнее поселение на территории современного Туркестана возникло в начале 6 века н.э. В истории Туркестана особую роль сыграли два средневековых города Южного Казахстана – Шавгар и Ясы. В определенные исторические периоды они являлись административными и экономическими центрами туркестанского оазиса. Первоначально главным городом был Шавнар, затем статус столицы получил Ясы (официальное название города Туркестан до 6 века). На протяжении 6 – 11 веков в подчинении у Шавгара находились мелкие города и поселения, в число которых входил и Ясы. В 11 веке Шавгар пришел в упадок, а в 12 веке окончательно прекратил свое существование. Главным центром округа теперь становится Ясы. Этот период характеризуется появлением здесь целой системы оседло-земледельческих поселений и городков тюркского огузского племени ясы.
Наибольшего своего расцвета Ясы достигает в 12 веке. В этот период город начинает пестриться восточным блеском, он становится многолюдным, его базары переполнены изобилием, ряды богатых караванов, проходящих по дорогам Великого Шелкового Пути, бесконечны. Молва о славе города расходится по всему мусульманскому миру. Именно в этот период Ясы стали именовать второй Меккой. С 12 века город стал известен как столица области Шавгар. В период до 16 века, средневековый Туркестан представлял собой административный центр среднеазиатских правителей из рода таких великих династий, как хорезмшахи, чагатаиды, тимуриды, шейбаниды.
Начало 13 века – разрушительная военная мощь Чингисхана и его кровожадной монгольской армии вторглась на территорию Средней Азии. По мере продвижения войск вперед попутно уничтожались города, истреблялись люди, опустошались целые жилые районы, разрушались древнейшие памятники архитектуры. Не миновала эта участь и территорию современного Туркестана.
Но уже при Тимуре и тимуридах, а также узбеках город получил наибольшее значение, чем когда-либо. Появление же Ходжи Ахмеда Яссави коренным образом изменило статус города и отношение к нему соседей. Отныне из важного пункта караванных путей он превратился в средоточие суфизма – учения истины. Позднее, после смерти великого Яссави, над его могилой был построен мавзолей.
В исторической литературе неоднократно говорится о Туркестане как о столице Казахского ханства, однако специальных исследований, освещающих на конкретном материале столичную роль этого южноказахстанского города, к сожалению, нет. По-видимому, Туркестан стал столицей казахских ханов в период правления Есим-хана (1598-1628 годы). Об этом свидетельствует факт пребывания будущего хивинского правителя и историка Абулгази у Есим-хана в его резиденции в Туркестане.
В Туркестан к казахским ханам направлялись посольства из разных государств. Наиболее полно сохранилась запись русского посольства к Тауке-хану, прибывшего в Туркестан 22 июля 1694 года. Исторические источники сообщают, что российские послы с самого начала встречи повели себя высокомерно, поставив перед казахским ханом неприемлемые для него условия. Когда Тауке-хан приказал прибывшим прочесть ему царский наказ, послы попросили хана встать и снять перед ними шапку, так как по обычаю, царские указы российского государя мужчины должны слушать с непокрытой головой. Хан на это ответил, что встать он не может, так как у него болят ноги, а шапок у них не снимают и даже богу молятся в шапках. Далее послы явно пошли на обман, сославшись на то, что, у турецкого султана и персидского хана царский наказ слушают без шапок, стоя. На это последовал ответ, что и турецкий султан, и персидский хан ничем не выше его, Тауке-хана. Безусловно, такое поведение послов, задевших достоинство казахского правителя, вызвало негативную реакцию Тауке-хана.
Туркестан в свое время был не только резиденцией казахских правителей и местом приема иностранных послов. Здесь также проводились собрания высшей казахской знати по важнейшим государственным вопросам. Так, например, в 60-е годы 18 века над Казахским ханством повисла реальная угроза вторжения китайцев. В 1762 году к хану Абулмамбету и Аблай-султану явились китайские послы, которые сообщили о намерении с наступлением весны послать войско для принесения жертвы у гробницы Ходжи Ахмеда в Туркестане и Синей горы у Самарканда согласно китайскому обычаю. В связи с угрозой войны с Китаем в Туркестане в 1763 году состоялось собрание из шести тысяч влиятельных лиц Казахстана. На нем было принято решение о поддержке казахами антицинской коалиции мусульманских народов Средней Азии во главе с афганским шахом Ахмадом. В литературе по истории международных отношений в Центральной Азии бытует мнение, что объединение мусульманских правителей Азии, одним из инициаторов которого был Аблай, оказало отрезвляющее воздействие на политику цинского правительства.
Туркестан являлся столицей Казахского ханства вплоть до 19 века, когда на эту территории пришли русские и жизнь ханства и народа полностью изменились. Далее последовало присоединение Туркестана, как и Казахстана и вообще всей Средней Азии к СССР. В этот период город активно развивается, строятся промышленные предприятия, налаживается производство. Но после распада огромного государства и отделения от него Казахстана, город начал переживать трудные времена.