Народные жилища в разных районах Судана отличаются по архитектурной форме и используемых строительных материалах. В долине Нила строят прямоугольные в плане дома из кирпича-сырца под плоской кровлей, окна – небольшие, дверь изготавливается из дерева. На побережье Красного моря дома – многоэтажные, строятся из кораллового известняка, окна украшены орнаментом и оригинальными решетками под названием «мушарабия». Жилища африканских народов южных провинций – круглые по форме, стены возводятся из сплетенных прутьев или глины, крыши имеют коническую или сфероконическую форму и настилаются из травы, вход украшен процарапанным орнаментом геометрического характера. Народ азанде украшает колоколовидные крыши своих хижин раковинами каури. Жилища кочевых народов представляют собой хижины из циновок или шатры, покрытые кожами. В современных городах дома строят из кирпича и железобетонных конструкций (заметно влияние арабской культурной традиции, особенно египетской).
Начало развиваться в эпоху раннего неолита. К этому периоду относится лепная керамика т.н. Хартумской культуры, покрытая вдавленным узором из волнистых линий или украшенная пунктирными геометрическими фигурами. Терракотовые фигурки людей и диких животных времени позднего неолита, найденные на территории современного Судана, считаются самыми ранними в долине Нила. В период существования Мероитского царства (9–8 вв. до н.э. – 8–9 вв. н.э.) начала развиваться скульптура.
Основы национальной художественной школы закладывались в условиях отсутствия развитых традиций, так как изобразительное искусство исламских стран ограничено только существованием каллиграфии и орнамента. Известные современные художники – Ахмад Мохаммед Шибрайн, Ибрахим ас-Салах, Джордж Эдвард (псевдоним Омера Хейри), М.О.Бешир и Х.Аббас. Появились первые женщины-художники (Амина Авад Борхан и др.). Художественные выставки проходят в том числе в музее графики (г.Хартум).
Деревянная и глиняная скульптура развита у некоторых африканских народов, населяющих южные и центральные провинции (бари, бонго и др.). Зооморфные фигурки, украшенные вдавленным или процарапанным орнаментом, лаконичны и не отличаются разнообразием. У народа шиллук распространены ритуальные маски, изготовленные из высушенной тыквы. Возрождение станкового искусства (утраченного в процессе исламизации Судана) началось во второй пол. 20 в. Первый профессиональный скульптор страны – Амир Ноур (получил образование в Великобритании, работает в стиле авангарда). Другие скульпторы – М.Куа, А.Хамид.
Широко распространены ремесла и художественные промыслы. В северных провинциях арабские мастера выполняют филигранные работы по меди и серебру, изготовляют предметы из гладкой и тисненой кожи (седла, верблюжью и конскую сбрую, бурдюки и ведра). В южных – распространено изготовление изделий из дерева, глины, металла (бронзы, железа и меди), кости и рога: круглодонные сосуды с гравированным и наколотым штриховым рисунком, ложки из рогов животных, украшенные гравировкой, табуреты, вырезанные из цельного куска дерева (у народа бонго), сосуды яйцевидной формы из черной глины, украшенные процарапанным орнаментом (у динка), глиняные трубки, деревянные блюда на ножках, ножи с разветвленными лезвиями (у азанде). Отличаются разнообразием плетеные изделия из травы и окрашенной соломы – циновки (используются в качестве молитвенных ковриков в домах и мечетях), блюда и крышки для них, а также разнообразные корзины.
Национальная литература основана на традициях устного народного творчества (фольклор нубийцев, устная поэзия бедуинов, сказки народов Южного Судана), большое влияние на ее становление оказала также литература Египта. Первые памятниками фольклора – поэтические сказания – датированы 10 в. н. э. Начиная с 8 в. н.э., и до второй пол. 19 в. литература Судана (в основном поэзия) развивалась как часть арабской литературы. Наиболее значительные произведения этого периода – т.н. Сеннарские хроники (повествования о султанате Сеннар, существовавшем в 16–19 вв. на территории современного южного Судана; автором одного из наиболее известного вариантов хроник был Ахмед Катиб аш-Шун) и биографический словарь мусульманских святых, поэтов и улемов под названием Табакат (Ступени), написанный Мухаммедом вад Дайфаллахом аль-Джаали. Поэта махдистского движения Яхья ас-Салави считают основателем политической поэзии Судана.
Литература Судана развивается в основном на арабском языке (с 1970-х некоторые авторы пишут свои произведения также на английском языке). Литература народов, населяющих южные районы Судана начала развиваться после обретения страной независимости. В поэзии чернокожих авторов Мухаммеда Мифтаха аль-Фейтури и Мухи ад-Дин Фариса отражены проблемы взаимоотношений Юга и Севера.
Первая повесть в литературе Судана – Смерть мира – написана в 1946 году Мухаммедом Ахмедом Махджубом и Абд аль-Халимом Мухаммедом. Автор первого романа (Сезон паломничества на север, 1969 г., переведен на русский язык в 1975 г.) – ат-Тайиб Салих. Известные суданские писатели – Абдалла Хамид аль-Амин, Абу Бакр Халид, ат-Тайиб Заррук, Ибрагим Харделло, Иса Хильва, Муавий Мухаммед Нур (был также поэтом, критиком и переводчиком), Мухаммед Ашри, Набиль Гали, Салах Хасан Ахмед, Салах Ахмед Ибрагим, Фазелбари Ахмед, Юсеф аль-Атта и др. Поэты – Мустафа Санада, Мухаммед Абд аль-Хайя, Мухаммед Ахмед Махджуб, Тадж ас-Сир аль-Хасан, Тауфик Ахмед, Хамза аль-Малик Тунбуль, Юсуф Башир ат-Тиджани (его поэма Революция (1924) считается лучшим лирическим произведением довоенного периода) и др.
В 1956 году создана Ассоциация суданских писателей и Лига суданских литераторов, а в 1979 году – Союз писателей Судана.
Музыка Судана имеет давние традиции, сформировалась в процессе взаимодействия нубийской, арабской и африканских музыкальных культур. С конца 19 в. на суданскую музыкальную культуру большое влияние оказывал Египет.
Игра на музыкальных инструментах, песни и танцы тесно связаны с повседневной жизнью народов Судана. Отличается разнообразием музыкальный инструментарий: аккордеон, бухса (шумовой инструмент из высушенной тыквы, наполненной мелкими камешками или семечками), зумбара (флейта), гарин и пенах (духовые), нуггара (литавры), разнообразные барабаны (дингир, долюка, табл, тар и др.) и струнные – дарбука, уд, ум-кики, скрипка, тамбур (распространены его разновидности: у нубийцев – «кисир», у народов западных провинций – «бене-бене», восточных – «бангия», южных – «том»). Материалом для изготовления музыкальных инструментов служат глина, дерево, металл, тростник, тыквы и рога животных. Песенные жанры более развиты у народов южного Судана. В западных провинциях большинство песен неразрывно связано с танцами – джаррари, мардум, хасис (все они отражают уклад жизни кочевников-скотоводов), камбала (танец, сопровождающий ритуал инициации). Отличаются своеобразием мужской (арда) и женский («голубь») танцы народов центральных провинций, а также танец шаманки под названием «мошемба», распространенный на востоке страны.
Известные суданские певцы прошлого – Ибрагим аль-Кашиф, Карома, Сарор, Халил Фарах. Композиторы – И. аль-Кашиф, А.Марджан, А.Шурахбиль и др. Значительную роль в сохранении музыкальной традиции народов Судана играет национальное радиовещание. Современные певцы – Абд аль-Карим аль-Кабли, Ахмед аль-Джабри, Зейдан Ибрагим, Мухаммед Абд аль-Амин, Мухаммед Варди, Мухаммед Миргани, Салах Мустафа, Хамад Раих, Хасан Атыя. Особой популярностью пользуется певец Салах бен Вадие (работает в Институте музыки и драмы, созданном в г. Хартум в 1969 г.).
Элементы театра присутствуют в традиционных обрядах и ритуалах населяющих Судан народов. Одной из форм народного театра является творчество гриотов – касты бродячих актеров-сказителей, музыкантов и певцов (распространены также в странах Западной Африки). Зарождение современного театра датируется второй половиной 20 века.