Судан

Судан занимает 1 886 068 км² в Северо-Восточной Африке, на северо-востоке омывается Красным морем. До 1956 года — совладение Египта и Великобритании. Официальный язык — арабский. Большая часть территории Судана — плато Дарфур (высшая точка — гора Марра, 3088 м) и Кордофан, на юге — отроги Центральноафриканской возвышенности (гора Киньети, 3187 м — высшая точка страны), на востоке — отроги Эфиопского нагорья. В широкой тектонической впадине в восточной части страны с юга на север течет главная река Судана — Нил, бассейну которого принадлежат все более мелкие реки — Бахр-эль-Джебель, Голубой Нил, Собат и другие.

Основные моменты

Климат страны переходный от экваториального муссонного на юге к тропическому пустынному на севере. В течение всего года держатся высокие температуры: летом свыше 20-30 °C, зимой — не ниже 15-19 °C. Осадков на севере совсем мало — менее 200 мм в год с очень длительным сухим периодом. Юг более увлажнен (500-1400 мм осадков в год), причем сухой сезон не превышает двух месяцев (основные дожди выпадают с мая по октябрь). Соответственно разнообразна растительность: почти весь юг Судана покрыт высокотравной саванной (высота трав достигает 3 м) с рощами разнообразных деревьев, в том числе с ценной древесиной, а по долинам рек встречаются влажные галерейные леса. Отроги Эфиопского нагорья и Центральноафриканского плато покрыты тропическими горными лесами, на одном гектаре которых встречаются сотни видов деревьев. В Среднем Судане, с его более сухим климатом, распространена типичная злаковая саванна с разбросанными по ней акациями, тамариндами и гигантскими баобабами (длина окружности некоторых стволов достигает 45 м). К северу типичная саванна сменяется опустыненной саванной с редким покровом из низкорослых злаков и колючими акациями. На севере страны раскинулась Ливийская пустыня, покрытая почти лишенными растительности песчаными барханами. Низкорослые леса встречаются на севере лишь на горных склонах у побережья Красного моря. Животный мир Судана — это преимущественно обитатели саванн: сохранились стада слонов, антилопы орикс, газели, жирафы, львы, леопарды, по рекам — бегемоты, крокодилы. Богата жизнь прибрежных вод Красного моря. Население Судана (свыше 40 млн человек) формировалось на миграционных путях между арабским миром и Центральной Африкой, что определило сложность этнического состава: свыше половины населения — арабы, в долине Нила живут нубийцы, на юге страны — негроидные народы нуэр, шиллук и др. нилотской языковой группы, у западных границ — азанде, мади и другие народы, говорящие на языках суданской группы. Доминирующая религия, фактически имеющая статус государственной — ислам. В стране действуют законы шариата, что — в сочетании с условиями полувоенной диктатуры и почти постоянными боевыми действиями на юге — не благоприятствует развитию туризма. Негроидное население частью сохраняет приверженность традиционной культуре и верованиям (культ предков и т. д.), поддерживаются традиционные промыслы: деревянная скульптура, маски, плетение из травы, орнаментированная посуда. На севере делают изящные изделия из тисненой кожи. Столица Судана — Хартум, занимает площадь около 120 кв. км и состоит фактически из трех городов: Хартума, Северного Хартума и Омдурмана. В столице преобладают невысокие дома, много парков, есть национальный музей, а также музей естественной истории при университете. Другие крупные города — Порт-Судан, Вад-Медани, Эль-Обейд.

Культура

Народные жилища в разных районах Судана отличаются по архитектурной форме и используемых строительных материалах. В долине Нила строят прямоугольные в плане дома из кирпича-сырца под плоской кровлей, окна – небольшие, дверь изготавливается из дерева. На побережье Красного моря дома – многоэтажные, строятся из кораллового известняка, окна украшены орнаментом и оригинальными решетками под названием «мушарабия». Жилища африканских народов южных провинций – круглые по форме, стены возводятся из сплетенных прутьев или глины, крыши имеют коническую или сфероконическую форму и настилаются из травы, вход украшен процарапанным орнаментом геометрического характера. Народ азанде украшает колоколовидные крыши своих хижин раковинами каури. Жилища кочевых народов представляют собой хижины из циновок или шатры, покрытые кожами. В современных городах дома строят из кирпича и железобетонных конструкций (заметно влияние арабской культурной традиции, особенно египетской). Начало развиваться в эпоху раннего неолита. К этому периоду относится лепная керамика т.н. Хартумской культуры, покрытая вдавленным узором из волнистых линий или украшенная пунктирными геометрическими фигурами. Терракотовые фигурки людей и диких животных времени позднего неолита, найденные на территории современного Судана, считаются самыми ранними в долине Нила. В период существования Мероитского царства (9–8 вв. до н.э. – 8–9 вв. н.э.) начала развиваться скульптура. Основы национальной художественной школы закладывались в условиях отсутствия развитых традиций, так как изобразительное искусство исламских стран ограничено только существованием каллиграфии и орнамента. Известные современные художники – Ахмад Мохаммед Шибрайн, Ибрахим ас-Салах, Джордж Эдвард (псевдоним Омера Хейри), М.О.Бешир и Х.Аббас. Появились первые женщины-художники (Амина Авад Борхан и др.). Художественные выставки проходят в том числе в музее графики (г.Хартум). Деревянная и глиняная скульптура развита у некоторых африканских народов, населяющих южные и центральные провинции (бари, бонго и др.). Зооморфные фигурки, украшенные вдавленным или процарапанным орнаментом, лаконичны и не отличаются разнообразием. У народа шиллук распространены ритуальные маски, изготовленные из высушенной тыквы. Возрождение станкового искусства (утраченного в процессе исламизации Судана) началось во второй пол. 20 в. Первый профессиональный скульптор страны – Амир Ноур (получил образование в Великобритании, работает в стиле авангарда). Другие скульпторы – М.Куа, А.Хамид. Широко распространены ремесла и художественные промыслы. В северных провинциях арабские мастера выполняют филигранные работы по меди и серебру, изготовляют предметы из гладкой и тисненой кожи (седла, верблюжью и конскую сбрую, бурдюки и ведра). В южных – распространено изготовление изделий из дерева, глины, металла (бронзы, железа и меди), кости и рога: круглодонные сосуды с гравированным и наколотым штриховым рисунком, ложки из рогов животных, украшенные гравировкой, табуреты, вырезанные из цельного куска дерева (у народа бонго), сосуды яйцевидной формы из черной глины, украшенные процарапанным орнаментом (у динка), глиняные трубки, деревянные блюда на ножках, ножи с разветвленными лезвиями (у азанде). Отличаются разнообразием плетеные изделия из травы и окрашенной соломы – циновки (используются в качестве молитвенных ковриков в домах и мечетях), блюда и крышки для них, а также разнообразные корзины. Национальная литература основана на традициях устного народного творчества (фольклор нубийцев, устная поэзия бедуинов, сказки народов Южного Судана), большое влияние на ее становление оказала также литература Египта. Первые памятниками фольклора – поэтические сказания – датированы 10 в. н. э. Начиная с 8 в. н.э., и до второй пол. 19 в. литература Судана (в основном поэзия) развивалась как часть арабской литературы. Наиболее значительные произведения этого периода – т.н. Сеннарские хроники (повествования о султанате Сеннар, существовавшем в 16–19 вв. на территории современного южного Судана; автором одного из наиболее известного вариантов хроник был Ахмед Катиб аш-Шун) и биографический словарь мусульманских святых, поэтов и улемов под названием Табакат (Ступени), написанный Мухаммедом вад Дайфаллахом аль-Джаали. Поэта махдистского движения Яхья ас-Салави считают основателем политической поэзии Судана. Литература Судана развивается в основном на арабском языке (с 1970-х некоторые авторы пишут свои произведения также на английском языке). Литература народов, населяющих южные районы Судана начала развиваться после обретения страной независимости. В поэзии чернокожих авторов Мухаммеда Мифтаха аль-Фейтури и Мухи ад-Дин Фариса отражены проблемы взаимоотношений Юга и Севера. Первая повесть в литературе Судана – Смерть мира – написана в 1946 году Мухаммедом Ахмедом Махджубом и Абд аль-Халимом Мухаммедом. Автор первого романа (Сезон паломничества на север, 1969 г., переведен на русский язык в 1975 г.) – ат-Тайиб Салих. Известные суданские писатели – Абдалла Хамид аль-Амин, Абу Бакр Халид, ат-Тайиб Заррук, Ибрагим Харделло, Иса Хильва, Муавий Мухаммед Нур (был также поэтом, критиком и переводчиком), Мухаммед Ашри, Набиль Гали, Салах Хасан Ахмед, Салах Ахмед Ибрагим, Фазелбари Ахмед, Юсеф аль-Атта и др. Поэты – Мустафа Санада, Мухаммед Абд аль-Хайя, Мухаммед Ахмед Махджуб, Тадж ас-Сир аль-Хасан, Тауфик Ахмед, Хамза аль-Малик Тунбуль, Юсуф Башир ат-Тиджани (его поэма Революция (1924) считается лучшим лирическим произведением довоенного периода) и др. В 1956 году создана Ассоциация суданских писателей и Лига суданских литераторов, а в 1979 году – Союз писателей Судана. Музыка Судана имеет давние традиции, сформировалась в процессе взаимодействия нубийской, арабской и африканских музыкальных культур. С конца 19 в. на суданскую музыкальную культуру большое влияние оказывал Египет. Игра на музыкальных инструментах, песни и танцы тесно связаны с повседневной жизнью народов Судана. Отличается разнообразием музыкальный инструментарий: аккордеон, бухса (шумовой инструмент из высушенной тыквы, наполненной мелкими камешками или семечками), зумбара (флейта), гарин и пенах (духовые), нуггара (литавры), разнообразные барабаны (дингир, долюка, табл, тар и др.) и струнные – дарбука, уд, ум-кики, скрипка, тамбур (распространены его разновидности: у нубийцев – «кисир», у народов западных провинций – «бене-бене», восточных – «бангия», южных – «том»). Материалом для изготовления музыкальных инструментов служат глина, дерево, металл, тростник, тыквы и рога животных. Песенные жанры более развиты у народов южного Судана. В западных провинциях большинство песен неразрывно связано с танцами – джаррари, мардум, хасис (все они отражают уклад жизни кочевников-скотоводов), камбала (танец, сопровождающий ритуал инициации). Отличаются своеобразием мужской (арда) и женский («голубь») танцы народов центральных провинций, а также танец шаманки под названием «мошемба», распространенный на востоке страны. Известные суданские певцы прошлого – Ибрагим аль-Кашиф, Карома, Сарор, Халил Фарах. Композиторы – И. аль-Кашиф, А.Марджан, А.Шурахбиль и др. Значительную роль в сохранении музыкальной традиции народов Судана играет национальное радиовещание. Современные певцы – Абд аль-Карим аль-Кабли, Ахмед аль-Джабри, Зейдан Ибрагим, Мухаммед Абд аль-Амин, Мухаммед Варди, Мухаммед Миргани, Салах Мустафа, Хамад Раих, Хасан Атыя. Особой популярностью пользуется певец Салах бен Вадие (работает в Институте музыки и драмы, созданном в г. Хартум в 1969 г.). Элементы театра присутствуют в традиционных обрядах и ритуалах населяющих Судан народов. Одной из форм народного театра является творчество гриотов – касты бродячих актеров-сказителей, музыкантов и певцов (распространены также в странах Западной Африки). Зарождение современного театра датируется второй половиной 20 века.

Население

По переписи 2016 г., население Судана насчитывало 39 578 828 человек. С этого времени всеобщие переписи в стране не проводились в связи с гражданской войной. Постоянные передвижения народов, торговля рабами, изменение форм существования, распад древних царств и династий, вызванный вторжением арабов и европейцев – привело к появлению населения с сильно разнящимися лингвистическими признаками и разнообразными религиозными и культурными традициями. Вместе с тем произвольно проведённые границы между соседними странами разделяют такие народы, как нубийцы на севере страны, азанде на юго-западе и лотуко на юге. Отмечается быстрый рост численности метрополии Хартум (Хартум — Омдурман — Северный Хартум) — уже 6-7 млн. человек, включая около 2 млн. перемещённых лиц из районов конфликта на юге страны и сельскохозяйственных районов, поражённых засухой. Для Судана характерно наличие двух различных культурных традиций — арабской и чёрной африканской. Внутри каждой из них существуют сотни этнических, племенных и языковых отличий, что крайне затрудняет эффективное сотрудничество между ними. Северные провинции занимают большую часть Судана. Здесь же находится большинство городских центров страны. Большинство суданцев, проживающих здесь, — арабоязычные мусульмане (сунниты) различного этнического происхождения, при этом большинство из них также пользуется родным языком. На юге и западе преобладают народы негроидной расы. Большинство южан сохраняет местные традиционные верования или исповедует христианство. Для юга характерна аграрная экономика, основанная на натуральном хозяйстве. Гражданская война, продолжающаяся здесь практически весь период после приобретения страной независимости, имела катастрофические последствия с экономической и демографической точки зрения. Большая часть населения сосредоточена в долинах Нила и его притоков. Особенно велика плотность населения в основном хлопководческом районе страны — северной части междуречья Белого и Голубого Нила. Северные и северо-западные пустынные районы почти не заселены. Города в основном размещены по берегам Нила и его притоков. Крупнейшие города — Хартум, Омдурман, Северный Хартум, Порт-Судан.

Экономика

Судан — слаборазвитая аграрная страна. Один из основных поставщиков на мировой рынок высококачественного хлопка. На Судан приходится более половины мирового производства гуммиарабика. Основные статьи экспорта также включают арахис, кунжут, шкуры и кожи. Выращивают также сорго, арахис, пшеницу, сахарный тростник. Основные отрасли промышленности — переработка сельскохозяйственного сырья, производство строительных материалов, потребительских товаров.