Деловой туризм в бизнесе

Деловой туризм – бронирование авиабилетов и отелей для корпоративных мероприятий, деловые поездки, организация зарубежных конференций и семинаров, индивидуальных и корпоративных бизнес туров, посещение выставок и аукционов, конференций и собраний, поездки на деловые переговоры, т. е. из чего коммерсант извлекает финансовую выгоду. Любое государство мира, посещают иностранные бизнесмены, но в деловом туризме есть свои несомненные лидеры: в первую очередь это некоторые страны Азии, США, ведущие страны Европы, страны СНГ и наши соседи на Дальнем Востоке – Япония и Китай.

Преимущества делового туризма

По очевидным причинам, деловая туристическая поездка организуется индивидуально для каждого клиента: бронирование авиабилетов, отелей, аренда автомобиля, график деловых встреч, ужин с деловыми партнерами и по желанию культурная программа для клиента. Деловые туры стоят довольно дорого, но учитывая финансовые выгоды, которые получает компания от командировки служащего, в данном случае экономия абсолютно не уместна. Исключение могут составлять командировки на аукционы или выставки, в данном случае, туристические фирмы составляют туры с возможными изменениями, но цену поездки это не снижает

В современных условиях развития туризма для бизнесменов созданы все условия для комфортного пребывания в деловой поездке, которые предусматривают:

  • специализированные центры для организации выставок, конгрессов;
  • бизнес-отели для деловых людей;
  • бизнес-авиацию;
  • платежные системы;
  • мобильную и спутниковую связь, другие современные технологии
Ежедневно, согласно статистике, в мире осуществляется более 200 тысяч деловых поездок, в число которых, в большинстве случаев, входят командировки бизнесменов, туры для сотрудников компании, поездки на ярмарки и выставки, а также конгрессные туры. Корпоративный туризм на сегодня является одним из преобладающих способов эффективного интегрирования ресурсов компании в активное развитие на рынке. От продуманного планирования подобных путешествий в конечном итоге зависит исход не только самого мероприятия, но и эффективность бизнеса в целом. Основным нашим ориентиром в деловом туризме является превращение рабочей поездки в приятное путешествие.
Деловые поездки и корпоративные туры организовываются профессиональными агентствами бизнес – туризма (Travel Management Company). Такие агентства по своей сути являются посредником между поставщиками услуг и корпоративными клиентами.
Профессиональный организатор вышеописанных поездок – специальное бизнес-агентство, выполняет следующие функции:
  • услуги по бронированию необходимых билетов (авиабилетов, железнодорожных билетов);
  • бронирование гостиниц как внутри страны, так и за рубежом;
  • решение визовых вопросов
  • аккредитация организаций в посольствах и государственных органах (УФМС, ГРП, ТПП);
  • услуги по оформлению страховок для выезжающих за границу сотрудников;
  • содействие в вопросах оформления разрешений на работу;
  • организация трансферов;
  • организация спектра сопутствующих услуг (экскурсии, кофе-брейки, программы по сплочению работников компании);
  • организация различных корпоративных мероприятий;
  • консультации по оптимизации расходов клиента на будущие поездки
Существует статистика, согласно которой за 2010 год объем деловых поездок в мире составил 819 миллиардов долларов США. К 2020 году прогнозируется значительный рост этого показателя, речь идет о цифре в 1,819 миллиардов долларов США.
Деловые поездки совершаются с различными целями. Основными из них являются следующие нижеперечисленные цели: .
  • Проведение деловых переговоров с партнёрами;
  • Проведение запланированных совещаний с руководством компаний-партнеров
  • Совещания с представителями филиалов, а также дочерних структур компании;
  • Контроль за работой представительств и филиалов;
  • Налаживание деловых контактов;
  • Посещение бизнес-выставок, конференций, иных важных мероприятий;
  • Обучение работников компании;
  • Осуществление запросов в государственные структуры разных стран для получения необходимых сертификатов, разрешений, лицензий, иных документов
Деловой туризм очень многогранен. Свыше 73% его объема составляют корпоративные поездки (так называемый corporate travel) — как индивидуальные деловые поездки, так и для участия в мероприятиях, проводимых промышленными и торговыми корпорациями. Сюда же относятся и инсентив-туры (от английского слова incentive — стимул) — поездки, организуемые компаниями в целях мотивации сотрудников, занятых в основном продвижением и продажей производимого этой компанией товара
Поездки, связанные с участием в съездах, конференциях, семинарах под эгидой политических, экономических, научных, культурных, религиозных и других организаций, составляют около 16% рынка делового. туризма.
И, наконец, 11% объема делового туризма занимают поездки с целью посещения торгово-промышленных выставок, ярмарок и участия в их работе.
С каждым годом деловые, культурные и научные связи между регионами и странами становятся все более интенсивными. Деловой туризм играет в этом важную роль. Развитие национальной экономики и интеграция ее в мировой рынок тоже немыслимы без развития сферы делового туризма
Деловая коммуникация, обмен технологиями и информацией, поиск новых рынков, поиск партнеров для инвестиций и совместных проектов, продвижение компаний через PR- акции, обучение персонала и внедрение корпоративной культуры – все это деловой туризм, как неожиданно бы это не звучало. А еще, деловой туризм – это один из ресурсов интеграции и развития компаний, через участие в выставках и конгрессах, через бизнес-образование. Деловой туризм – это одно из важнейших условий успешного бизнеса.
Глобализация мировой экономики и связанная с этим процессом интенсификация деловых, научных и культурных связей превратили деловой туризм в одну из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства, что позволило признать его экономическим феноменом ХХ столетия. Ожидается, что и в наступившем веке его роль будет расти. По мнению зарубежных экспертов, к 2020 году количество международных деловых поездок возрастет в три раза — с 564 млн. до 1, 6 млрд. в год. При этом оборот данного сектора увеличится в 5 раз — с 400 млрд. долларов США до 2,0 трлн. А по сведениям американской организации «Круглый стол делового туризма», увеличение оборота в этой сфере на один миллиард долларов приводит к созданию 100 тыс. новых рабочих мест.
Стоит отметить, что ежедневные расходы совершающего деловую поездку бизнесмена в среднем в три раза превышают затраты обычного туриста. И при этом, как показывают маркетинговые исследования, в отличие от других видов турпоездок в периоды любых экономических спадов и кризисов сфера делового туризма страдает менее всего, а порой даже увеличивает свои объемы.
В качестве примера можно привести такие актуальные события, как межнациональные конфликты. Чем опаснее ситуация, тем более активные меры принимаются для ее ликвидации — проводятся политические переговоры и консультации; в «горячую точку» направляются международные наблюдатели и гуманитарные миссии. При этом, естественно, об обычных туристических поездках в опасный регион нет и речи.
Необходимость организации и обслуживания как корпоративных поездок, так и многочисленных мероприятий в сфере делового туризма послужили причиной создания мощной индустрии услуг. Инфраструктура делового туризма включает выставочные и конгрессные центры, бизнес-отели, бизнес-авиацию, платежные системы, современные технологии, благодаря которым деловой человек вне зависимости от своего местонахождения способен держать руку на пульсе своего бизнеса.

Деловой туризм

Западные компании давно освоили такой вид проведения мероприятий как бизнес-туризм. Выездные конференции, семинары, тренинги – прекрасная возможность совместить приятное с полезным. Это не только способ принятия бизнес-решений, проведения обучения персонала, установление деловых связей, но и способ укрепить корпоративный дух команды, инициировать неформальное общение между членами коллектива, да и просто поднять настроение участникам. Российские бизнесмены, оглядываясь на западных коллег, тоже начинают задумываться о возможностях делового туризма. Вот только возможностей этих пока маловато.
Само понятие Business Travel, или «деловой туризм (бизнес туризм)» — даже по международным меркам достаточно новое. Как о самостоятельном и высокодоходном виде туризма о нем заговорили в Европе и США в 70-80-е годы XX века. На российском рынке этот сектор турбизнеса стал по-настоящему развиваться лишь в начале 90-х. Круг отечественных туроператоров, специализирующихся исключительно на бизнес туризме, достаточно компактен. Причем практически все компании ориентированы на организацию деловых поездок за рубеж.
Пока российские туроператоры настроены скептически. Деловой туризм как отдельное направление предлагают очень немногие туристические компании. Турфирмы ориентируются в первую очередь на запросы потребителей. Они могут предоставить деловой тур или организовать коллективный выезд в рамках направления “индивидуальный туризм”, но как отдельный вид туристических услуг продвигать деловой туризм невыгодно
В создании инфраструктуры въездного бизнес-туризма в нашей стране в последние годы делаются определенные шаги — в Москве и областных центрах строятся многочисленные бизнес-отели и бизнес-центры, создаются конгрессные бюро и выставочные организации, расширяется календарь конгрессов, форумов и иных деловых мероприятий. Эта тенденция легко объяснима – за последние годы бизнес-туризм превращается в одну из самых высокодоходных отраслей мировой туриндустрии.
В нашей стране, по мнению экспертов, картина несколько иная. Популярность поездок на выставки очень высока, а, например, доля «чистого» инсентива практически равна нулю.
Примерно половина всех зарубежных гостей столицы приходится на приехавших с деловыми целями. В любом случае, бизнес-туризм может быть весьма прибыльным направлением, но это пока только в очень далекой перспективе. Бизнес-туризм напрямую зависит от развития внутреннего туризма вообще, то есть само государство должно быть заинтересовано в развитии внутреннего туризма.
Однако надежда, что когда-нибудь деловой туризм в станет не экзотическим вложением денег, а необходимым элементом бизнеса все-таки остается.

Рынок делового туризма

Деловой туризм оказывает положительное воздействие на те страны, где он осуществляется. В основном это воздействие аналогично тому, которое оказывают другие виды туризма, од¬нако есть и отличия. Во-первых, деловой туризм стоит дорого и, следовательно, является доходным. Большую часть деловых путешественников составляют менеджеры высшего и среднего звена компаний, поэтому продавцы дорогих, высококлассных услуг имеют наи¬большую выгоду (например, это отели класса «три звезды» и вы¬ше, транспортные компании с первоклассным обслуживанием и т. д.). Доходы от этого вида туризма поступают в бюджет госу¬дарства через налоги. Если большие мероприятия, например конференции, выставки и другие, сопровождаются культурно-развлекательной программой, то выигрывают также рестораны, местные туристические достопримечательности, транспорт, су¬венирные магазины и др.
Во-вторых, многие деловые путешествия совершаются в не самый загруженный для туристского центра период, поэтому там всегда рассчитывают на бизнес-гостей независимо от сезон¬ности. В-третьих, путешественники, совершающие деловые поезд¬ки, меньше других туристов связаны с окружающей средой. Большую часть времени они проводят на заседаниях, обсужде¬ниях различных вопросов, поэтому у них остается мало времени на посещение пляжей, зон отдыха, лыжных трасс и др. Деловые гости не занимают много места в местном транспорте и не создают лишних очередей в магазинах или на почте. В-четвертых, гости, посещающие туристский центр для уча¬стия в конференциях или выставках, а также совершающие инсентив-путешествия, являются хорошими послами для этого центра и продвигают его совершенно бескорыстно. Часто это очень известные люди, чье мнение может существенно повли¬ять на формирование имиджа туристского центра у них на роди¬не.
Этим объясняется заинтересованность местных властей в привлечении как можно большего количества деловых гостей в свой город или район.
Корпоративное обслуживание может включать:

Деловые поездки за рубеж топ-менеджеров и сотрудников компаний, а также обслуживание иностранных партнеров:

  • визовое обслуживание,
  • ж/д и авиа билеты,
  • бронирование отелей,
  • встреча / проводы сопровождающими гидами, трансферы, аренда транспорта,
  • информационная поддержка ,
  • организация экскурсий и культурной программы.
Бизнес-переговоры, бизнес встречи:
  • выбор помещения для переговоров и встреч,
  • дизайн и оснащение помещений специальными техническими средствами,
  • организация кофейных пауз, бизнес-ланчей, коктейль-приемов.
Поездки на зарубежные и региональные выставки и участие в них:
  • информационное обслуживание по всем выставкам мира,
  • подготовка турпакета для поездки на конкретную выставку,
  • для участников выставок: аренда площадей, строительство и дизайн стендов, аккредитация участников,
  • организация рекламных акций, встреч, переговоров, пресс-конференций.
Организация и проведение презентаций, семинаров, конференций, конгрессов:
  • выбор страны проведения мероприятия, рекомендации и предложения по различным вариантам
  • размещения, по организации питания, по культурной программе,
  • подготовка турпакета для выезда в страну проведения мероприятия
  • выбор, подготовка и дизайн залов,
  • рекламная поддержка мероприятия,
  • подготовка информационных материалов (каталоги, проспекты, буклеты),
  • подготовка и вручение сертификатов участникам семинаров.
Бизнес-стажировки за рубежом:
  • информационная и консалтинговая поддержка,
  • переговоры с профильными фирмами и составление необходимой документации для оформления стажировки,
  • проработка и составление индивидуальной программы стажировки и программы пребывания в стране стажировки.
Обучение за рубежом:
  • краткосрочные программы обучения языкам в странах-носителях,
  • академическое обучение (среднее и высшее) в колледжах, частных и государственных школах, университетах,
  • профессиональные программы (маркетинг, менеджмент, финансы и т.д.)
  • интернатура.
Инсентив-туры:
  • инсентив-туры – поощрительная коллективная поездка сотрудников Компании,
  • инсентив-туры могут быть совмещены с профессиональным обучением или психологическими тренингами.
Подобные поездки, по мнению психологов, способствуют большему сплочению коллектива, созданию единой корпоративной политики
  • выбор места и составление программы поездки,
  • разработка индивидуальной программы психологического тренинга.

Заключение

В последние годы деловой туризм развивался ускоренными темпами. Так, в 1990 г. из 425 млн путешествий, совершенных в ми¬ре, 63 млн проводились с деловыми целями. Этот вид туризма является одним из наиболее прибыльных и имеет огромное значение для принимающей стороны.